Администрация Малиновоозёрского поссовета
Малиновоозёрский поссовет Михайловского района Алтайского края

ИНФОРМАЦИЯ о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Малиновоозёрский поссовет Михайловского района за 2022 год

Малое и среднее предпринимательство играет значимую роль в социально-экономическом развитии  муниципального образования Малиновоозёрский поссовет Михайловского района.

          В сфере малого и среднего бизнеса заложен потенциал для  увеличения количества рабочих мест и расширения налоговой базы. Всем этим обусловлена необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого и среднего предпринимательства.

         Программный подход позволяет проводить планомерную работу по созданию благоприятного предпринимательского климата, способствовать развитию системы  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, повышать эффективность этого сектора экономики.

Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса представлена следующими направлениями - финансовая, кредитная, имущественная, информационная и другая. С целью создания благоприятных условий для развития СМП на базе районной Администрации  работает информационно- консультационный      центр поддержки  предпринимательства,  назначен инвестиционный уполномоченный с целью оказания хозяйствующим субъектам при реализации инвестиционных проектов, определен  общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, работает Общественный совет по развитию предпринимательства при главе района.

Анализ развития субъектов малого и среднего бизнеса проведен на основе статистических данных за 2022 год. На 01.01.2023 на территории поселения зарегистрировано 4 малых предприятий, 28 индивидуальных предпринимателей, 8 самозанятых граждан.

Численность занятых в малом и среднем бизнесе  составила в 2022 году 378 человек, по сравнению с 2021 годом численность немного снизилась.

На территории поселения приоритетными направлениями определены:

    - предоставление услуг населению (парикмахерская);

     - деятельность в сфере туризма (турбаза «Солёный берег»);

     - организация торгового обслуживания (магазины продовольственных и смешанных товаров, пиво-воды, одежда, хозтовары).

     - хлебопекарня.

      Несмотря на проведенную работу во всех областях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории поселения, к настоящему времени не удалось охватить в полном объеме инновационную деятельность, привлечь внешние инвестиции, решить вопросы занятости трудоспособного населения.

Увеличение темпов наращивания потенциала субъектов малого и среднего бизнеса не может быть получено, если существенно не изменятся правовые и экономические условия для свободного развития малого и среднего предпринимательства.

Проблемы, сдерживающие развитие субъектов малого и среднего бизнеса, во многом вытекают из макроэкономической ситуации настоящего периода:

- действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере малого и среднего предпринимательства, не в полной мере обеспечивают условия для создания и функционирования его субъектов;

- отсутствие стартового капитала и недостаток знаний для успешного начала предпринимательской деятельности;

- ограниченный спектр финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (отсутствие системы гарантирования и страхования кредитов, отсутствие механизма предоставления льгот банками, лизинговыми и страховыми компаниями, слабое кредитно-инвестиционное обслуживание);

- усложнена административно-разрешительная система по осуществлению деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля);

- недостаток кадров рабочих специальностей для субъектов малого и среднего бизнеса;

- слабая консультационно-информационная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса;

- несовершенство системы учета и отчетности по малому предпринимательству.

Решение проблемы поддержки малого предпринимательства возможно только путем разработки программно-целевого инструмента. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, обеспечивающий реализацию мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.

Существенным негативным фактором, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства, является отсутствие развитых рыночных механизмов его поддержки. На становление и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства серьезное влияние оказывают следующие факторы:

- несовершенство законодательства в части несоответствия вновь принимаемых законодательных актов действующим правовым нормам;

- нестабильная налоговая политика;

- ограниченное бюджетное финансирование, отсутствие разработанных и законодательно утвержденных нормативов отчисления бюджетных средств на поддержку и развитие субъектов малого и среднего бизнеса.

Все это создает предпосылки для "ухода в тень" малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, нарушению положений Трудового кодекса РФ по отношению к наемным работникам, занижению уровня официальной заработной платы.

Анализ факторов влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, их общественных объединений и органов местного самоуправления.

Важными и приоритетными направлениями развития малого предпринимательства, как на государственном, так и на уровне поселения признаны:

- жилищно-коммунальное;

- спортивно-оздоровительное;

- оказание бытовых услуг;

- благоустройство.

Недостаточное количество, а порой и полное отсутствие предприятий в этих сферах влияют не только на стоимость предоставляемых услуг, но и на их качество.

Сегодня в поселении есть реальная возможность развития за счет малых предприятий таких сфер экономики, как:

- инновационная деятельность;

- расширение и качественное улучшение деятельности по оказанию бытовых услуг населению.

         Финансирование программных мероприятий в 2022 году  за счет средств местного бюджета не осуществлялось.

        Тенденция сокращения численности субъектов малого и среднего предпринимательства вызвана высокими  налоговыми  платежами, введением новых требований к ведению бизнеса, в частности введение онлайн касс  и маркировки товаров, сложность конкурирования малых компаний с  крупными торговыми сетями, а так же падение реальных доходов населения, вследствие чего происходит снижение спроса на товары и услуги МСП.  Свои последствия для бизнеса имели и ограничительные мероприятия вводимые в связи распространением короновирусной инфекции.

       Положительная же динамика стала возможна в частности из за введения в Российской Федерации специального налогового режима  - налога на профессиональный доход. Самозанятые граждане,  как участники бизнеса появились в 2021 году, но преимущества налогового режима почти сразу стали очевидны, для физических лиц это возможность легализовать свой доход, для индивидуальных предпринимателей – снижение  налоговых ставок при переходе на НПД.

Также широкое распространение в последние годы получила и интернет торговля, на территории поселения работают  2 пункта выдачи интернет заказов. Покупатель от этой рокировки только выиграет, а вот малому и среднему бизнесу бороться с такой конкуренцией не легко, им приходится подстраиваться под новые реалии и законы рынка.

На территории поселения работают 16 стационарных магазинов и 1 хлебный киоск, которые  обеспечивают население и объекты социальной сферы всеми необходимыми  товарами и продуктами питания. На объектах стационарной и не стационарной розничной торговли трудятся 44 человека.

 На территории поселения имеется 1 объект общественного питания- столовая ООО «МЗХР» с количеством 50 посадочных мест.

В сфере платных услуг развиваются бытовые услуги: парикмахерские. 

В целях организации лечебно – оздоровительного отдыха  местных жителей и привлечения туристов с других регионов на соленом  озере «Малиновое Озеро»  на протяжении пяти лет реализовался  инвестиционный  проект по созданию и благоустройству базы отдыха «Соленый берег».  В 2022 году строительство базы отдыха завершено, в проект инвестировано более 7 мил. рублей, в основном это средства собственника и частично грантовая поддержка из средств краевого бюджета.   На данный момент вместимость базы составляет 60 койко-мест. С начала функционирования на базе отдохнуло более трех тысяч туристов с разных уголков России и не только. На базе принимали гостей из Москвы, Екатеринбурга, Хантымансийска, Томска, Омска, Дагестана, Казахстана, Кузбасса, из Кемеровской, Новосибирской и Тюменской областей, Горного Алтая, 24 гостя было из Якутии, 2 из Чехии. 

Инфраструктура государственной поддержки хозяйствующих субъектов

        Инфраструктура государственной поддержки СМСП включает:

- информационно – консультационный  центр поддержки  предпринимательства;

- Общественный совет по развитию предпринимательства при главе района, как совещательный орган, образованный в целях координации и информационного обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательского сообщества района при реализации политики государственной поддержки предпринимательства, а также привлечения субъектов предпринимательства к решению социально-экономических проблем района;

- общественного помощника Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае;

- инвестиционного уполномоченного, с целью оказания помощи хозяйствующим субъектам при реализации инвестиционных проектов.

Кроме того,  субъекты малого и среднего предпринимательства могут обратиться за получением государственной  поддержки в органы государственной власти Алтайского края, а также в некоммерческие организации  «Алтайский фонд развития МСП», «Центр предоставления гарантий», «Алтайский фонд микрозаймов», «Центр бизнес- инкубирования», «Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации Алтайского края», АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО  «Корпорация «МСП»).

Информационно-консультационная поддержка

Информационную поддержку МСП  осуществляет информационно-консультационный центр поддержки предпринимательства (ИКЦ), созданный в 2015 году при  Администрации поссовета. За 2022 год в ИКЦ   обращений не поступало.

Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства

С целью реализации ФЗ от 24.07.2007 года №  209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части оказания имущественной поддержки СМСП Администрацией Малиновоозёрского поссовета Михайловского района утвержден Перечень муниципального имущества муниципального образования Михайловский район, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть предоставлено СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы), а также отчуждено на возмездной основе в собственность субъектом МСП. Данный Перечень размещен на официальном сайте Администрации.

  Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» в 2022 году не предоставлялась.

Государственная финансовая поддержка

 малого и среднего предпринимательства

         За 2022 год субъектам малого и среднего предпринимательства оказана  следующая государственная поддержка:

        -10 человек получили господдержку в рамках реализации программы «Социальный контракт». 6 оформили самозанятость, общая сумма господдержки составила  744900 рублей.

        

        

Взаимодействие органов власти  муниципального образования Малиновоозёрский поссовет Михайловского района с субъектами малого и среднего предпринимательства, популяризация предпринимательской деятельности

В целях повышения информированности СМСП и популяризации предпринимательской деятельности в поселении проводится следующая работа:

- ежегодно отмечается праздник, посвященный «Дню Российского предпринимательства», организаторами которого выступают Общественный Совет по развитию предпринимательства при главе района и Администрация  Малиновоозёрского поссовета. 

-работает Общественный совет по развитию предпринимательства при главе района, в проводимых мероприятиях которого  участвуют предприниматели поселения.

- районная газета «Сельская правда» периодически  размещает информацию для СМСП о проводимых конкурсах, обучении, проблемах, достижениях и развитии бизнеса.

        В 2023 году и в последующие годы, деятельность органов местного самоуправления будет направлена на продолжение работы по устойчивому функционированию и развитию малого и среднего предпринимательства на территории поселения.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie